Новости

Ассоциация компаний по защите и хранению персональных данных приняла участие в круглом столе «Цифровая грамотность несовершеннолетних: как воспитать осознанного пользователя контента?»

14 февраля в Общественной палате Российской Федерации в рамках недели безопасного интернета состоялся круглый стол «Цифровая грамотность несовершеннолетних: как воспитать осознанного пользователя контента?». Рабочая группа из более чем тридцати экспертов под руководством Урвана Урвановича Парфентьева (руководитель рабочей группы стратегической программы «Страна для детей» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и координатор Центра безопасного Интернета в России) и Алены Станиславовны Федоровой (заместитель руководителя департамента пилотных проектов и ответственный секретарь Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка) за два часа должна была рассмотреть ключевые результаты текущей деятельности организаций и наболевшие вопросы.

В жесточайшем регламенте 3-5 минут ведущие общественные и бизнес организации России отчитывались о своей деятельности в рамках решения ключевой задачи: безопасность детей в интернете. Министерства, ведомства и крупный бизнес прикладывают огромные ресурсы для создания мультимедийного, игрового и познавательного контента о цифровой грамотности и безопасности в цифровой среде для детей и для вовлечения детей в освоение основ кибербезопасности. В проект Цифровой ликбез при поддержке АНО Цифровая экономика, Минцифры и Минпросвещения РФ вовлечены и крупнейшие игроки рынка: Лаборатория Касперского, VK, Сбер, Avito, Контур, а проекты ФДОС на практике доказывают, что у детей в России есть свой голос и даже GR-инструменты.

За два часа было рассмотрено множество инициатив, которые уже получили успешную реализацию; подняты актуальные боли текущей ситуации и заданы четкие вопросы без смущений и реверансов; стало очевидно какой вклад в это с точки зрения своей деятельности может внести Ассоциация компаний по защите и хранению персональных данных.

Каждый родитель должен знать, что согласно ст. 9 закона «О персональных данных» предполагает согласие гражданина на обработку его персональных данных. Дети — несовершеннолетние граждане, поэтому согласно ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса их права защищают родители и законные представители. Давая согласие, родитель подтверждает, что такая обработка является законной и не нарушает права ребенка. Также согласно закону в любой момент должно быть можно отозвать ранее данное согласие на обработку, после отзыва согласия данные должны быть удалены. При даче согласия на обработку персональных данных ребенка родитель должен обратить внимание на следующие детали:

— перечень персональных данных и сроки их хранения;

— цель и способы обработки персональных данных ребенка;

— способ уведомления родителя о факте обработки персональных данных;

— источник получения персональных данных ребенка;

— сведения о должностных лицах, которые получат право, а следовательно, доступ к персональным данным;

— сроки обработки персональных данных;

— способы защиты персональных данных.

Свое согласие на работу с личной информацией несовершеннолетнего ребенка родители должны выразить в письменном виде с обязательной собственноручной подписью. Однако, как правильно заметил один из участников круглого стола Андрей Анатольевич Афанасьев (председатель комитета по информационной безопасности семьи Союза «Родительская палата») данные наших детей уже в момент попадания их в общеобразовательную систему находятся под угрозой утечки, а сами дети под угрозой вредоносного влияния, поскольку с 2023 школы обязывают перенести все детско-родительско-педагогические коммуникации из зарубежных мессенджеров (что конечно же правильно, ведь по статистики в 2024 и 2025 платформа телеграмм лидирует по популярности у детей, как в качестве мессенджера, так и в качестве альтернативы социальным сетям) на платформу «Сферум», которая позиционируется Министерством просвещения и Минцфры как часть цифровой образовательной среды, и создается в соответствии с постановлением Правительства № 2040 от декабря 2020 г., базирующийся на мессенджере VK, социальной сети 14+, в которой до сих пор не удалены видео сексуального и насильственного характера, а лишь закрыта возможность для их поиска через инструмент самой сети. Для регистрации в в Сферум школьник должен иметь ID VK, более того, еще в 2022 году были случаи, когда под видом школьников в Сферуме появлялись аккаунты взрослых, действующих с противоправными целями. Эта ситуация по словам выступающего активно вовлекает детей в небезопасную цифровую среду, не приспособленную к их возрасту с т з контента и самой аудитории.

Также неожиданностью стало замечание Татьяны Георгиевны Розе (член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, директор АНО Центра «СЛОВО» — «Русская Классическая Школа») к визуальному оформлению образов героев просветительских материалов. По ее словам, визуалы несут скорее западные ценности, а алгоритмов интеграции в учебный процесс разработанного организациями контента в принципе нет. Ей же был задан вопрос о том, кто согласовывал материалы и комментарий Ольги Михайловны Франчук (заместитель директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика») о том, что материалы согласованы с Министерством Просвещения РФ и верифицируются специалистами Института изучения детства семьи и воспитания ее явно не удовлетворил.

Урван Урванович Парфентьев также задал во время дискуссии животрепещущий вопрос, куда идти детям до 14/18 лет? Для них на сегодняшний день не существует отечественного аналога VK или Одноклассников, и отечественный рынок до сих пор не предложил этой аудитории платформу для полноценной коммуникации по аналогии с иностранными или российскими продуктами доя более взрослой аудитории. Сейчас в сторону детской аудитории смотрит только Rutube и проекты доменной зоны «точка дети».

Юлия Евгеньевна Селюкова (руководитель образовательско-просветительского проекта «Клевер Лаборатория», директор АНО «Клеверлаб» и преподаватель ИМЭБ РУДН, член экспертного совета «Академии наставников» Открытого университета «Сколково») заметила, что в восприятии современного поколения цифровое и аналоговое пространство уже давно единая среда, а значит речь должна идти о воспитании поколения в целом.

Какие можно сделать выводы на основании материалов обсуждения?

‼️Ведется грандиозная работа, направленная на повышение цифровой грамотности и кибербезопасности детей в цифровой среде.

‼️Большинство организаций пошли по пути создания качественного просветительского контента.

‼️По данным статистики самих проектов вовлечение целевой аудитории крайне мало.

‼️ Педагогическая часть аудитории недовольна визуальной составляющей и не понимает каким образом встроить что-то из этой контентной массы в штатный образовательный процесс.

‼️По пути активного вовлечения целевой аудитории в проекты идут немногие организации.

‼️Осознанных родителей беспокоит уже существующая излишняя цифровизация и безопасность ПДн детей в системе образования.

‼️У детей нет своей отечественной платформы для общения и обмена контентом.

‼️Родители в массе своей не вовлечены в цифровое воспитание детей и не информированы о большинстве проектов.

‼️На данные момент не было представлено ни одного цифрового проекта в котором дети и родители вместе бы взаимодействовали в цифровой среде.

Каким образом Ассоциация компаний по защите и хранению персональных данных может способствовать обеспечению безопасного оборота персональных данных несовершеннолетних в сети? Прежде всего образовывая тех, кто несет ответственность за эти данные — родителей. Не только решать проблемы бизнеса в сфере защиты и хранения персональных данных, но и рассказывать каким образом в повседневной жизни каждый гражданин России сталкивается с оборотом ПДн и какими правилами и алгоритмами он может пользоваться в каждой конкретной ситуации, и чему может научить своих детей. Ведь бизнес — это люди, а большинство из них — любящие и ответственные родители.