Группа сенаторов и депутатов 24 июля внесла в Госдуму законопроект, предлагающий поправки к ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «О защите прав потребителей». В числе авторов инициативы сенаторы Андрей Клишас и Ирина Рукавишникова, депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Антон Горелкин, Сергей Боярский и другие. Законопроект направлен на регулирование обработки персональных данных граждан и предотвращение их избыточной обработки, а также «минимизацию рисков неправомерного доступа к ним», сказано в пояснительной записке.
Сообщает газета Коммерсант.
Что хотят изменить
Согласие на обработку ПД в законопроекте предлагают вынести как отдельный документ от остальных согласий или подписок, которые предлагают на согласие разного рода интернет ресурсы. Проще говоря, отделить само согласие на обработку ПД от общей массы условий получения данных или услуг на интернет ресурсе.
Поправки к ФЗ «О защите прав потребителей» закрепляют, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) «не вправе ограничивать доступ потребителя к информации», если тот откажется предоставить свои данные — за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством.
Зачем это нужно
Миллионы сайтов сейчас собирают согласия на обработку персональных данных как бы в контексте при выдаче информации или продаже товаров. Пользователь получает на странице несколько галочек и должен все их поставить, чтобы получить заветную кнопку «оформить», «скачать» и подобное. И сейчас политические деятели хотят напомнить владельцам интернет ресурсов о том, что они не вправе ограничивать доступ к информации в сети тем, кто отказался от предоставления и обработки своих ПД, а сам пользователь по закону РФ имеет полное право свои данные вообще не предоставлять и при этом не быть ущербным с праве на получение информации.
Вопрос тонкий: владельцы сайтов прилагают много сил для того, чтобы привлечь лиды с конкретными именами и номерами телефонов — это суть работы многих ресурсов в сети и приложений. А пользователи хотят анонимно получить и консультации и скачать какие-либо файлы и купить электронные товары, к примеру. Одни имеют право отдавать информацию за вознаграждение (данные клиентов), а другие по закону имеют право никаких данных не давать, а информацию получать. В итоге, во избежание проблем с законом, владельцы сайтов просто сделают всё платным и тогда, прикрываясь необходимостью оплаты на сайте, соберут данные уже при совершении покупки за деньги.
Газета Коммерсант так же сообщает: В случае принятия инициативы владельцам ресурсов запретят ограничивать к ним доступ для пользователей без подписанного согласия на обработку данных. Сами же согласия компании должны будут вынести в отдельную категорию документов. Депутаты считают, что это обезопасит пользователей и поможет сохранить личную информацию. Эксперты же видят риски для бизнеса в части дополнительной нагрузки на документооборот.
Противостояние
С одной стороны защитники прав и закон, с другой стороны бизнес и коммерческие интересы. Если поправки будут приняты, то они вступят в силу с 1 марта 2025 года.
Если поправки не примут, значит будут новые поправки и другие формулировки и однажды эта идея всё же будет иметь законную силу, если этим занялись на уровне законодательства. Если в ближайших чтениях поправки примут, тогда владельцы сайтов будут готовиться к 1 марта 2025 года и продумывать как именно собирать ПД и согласия на их обработку в рамках нового закона: одни приложат усилия для чистого соблюдения нововведений, другие прибегнут к хитростям.
Кого это касается?
Коммерсант сообщает: Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн уточнил, что инициатива распространяется на всех операторов персональных данных и любой ресурс, который их обрабатывает.
Компании - члены Ассоциации по Защите и Хранению Персональных Данных получат профессиональные комментарии от юристов Ассоциации в случае принятие подобных правок. Каждый официальный член Ассоциации АК152 уверен в том, что его работа с персональными данными всегда проходит в соответствии с актуальными поправками в законодательстве.
Для получения оперативной юридической поддержки, призываем подавать заявку на вступление в Ассоциацию по Защите и Хранению Персональных Данных.