Развитая структура рыночных отношений в Интернете всё больше вовлекает пользователей-покупателей в личные кабинеты сайтов, в экосистемы и разные структуры, которые маркетологи называют "воронки продажи". Цель - продать товар или услуги, а всё чаще появляется цель собрать как можно больше данных о потенциальном клиенте. Выгода от большого количества данных о людях бывает даже больше чем от продажи товара. Работает это так: нужно убедить человека, что ему необходимо указать как можно личных данных, чтобы получить как можно больше выгоды от покупки. А, чтобы человек сам захотел эти данные дать, разработаны механизмы поощрений и лояльностей.
Маркетологи любят использовать геймификацию - это такой процесс, при котором чем больше заполнил персональных данных, тем больше выгоды получил, проходя разные уровни и получая галочки или рейтинг в %: Укажите Ваш телефон для доступа к скрытым скидкам на сайте. В итоге, жаждущий больше выгоды и больше полезных услуг человек, заполняет всё, что от него просят и начинает соглашаться с любыми требованиями и офертами, описания которых часто прячут под ссылкой. Лидируют в этой сфере интернет магазины и сайты микрофинансовых организаций, где от человека просто требуют расширенные персональные данные для того, чтобы он мог взаимодействовать с сервисом максимально выгодно.
Ссылаясь на требование закона, человека обязуют поставить галочки на пунктах:
Согласие на обработку персональных данных - это прямо при заказе товара или заказе услуги; Согласие на информационную рассылку - это для оповещений и возможности не упустить скидку. На деле, все эти согласия таят в себе такие последствия, от которых человек позже спешит отказаться! К примеру, в согласие на получение информационной рассылки могут быть вписаны и партнёры этого сервиса, которые человеку вообще не известны. Частая практика - это, пользуясь согласием на обработку персональных данных, подписать человека на какой-то сервис или вообще продать базу таких персональных данных в колл центр.
Ассоциация в предыдущих статьях уже обращала внимание на то, что в 2024 году вступит в силу ряд правил обязывающих сборщикам персональных данных организовать такую же форму отзыва согласия, как и выдачу этого согласия. Тогда удивлённые последствиями сбора данных люди смогут эти согласия отозвать и выдохнуть. Однако, нет гарантии, что после такого отзыва выгодный маркетплейс или сервис не пригрозит параллельным закрытием программы лояльности или отзывом накопленных скидок - это будет видно в будущем.
Мнение эксперта:
Компания под брендом DashaMail - сервис email-рассылки писем в России Dashamail.ru, приводит статистику причин, которые указали пользователи при опросе "Почему Вы дали согласие на обработку Ваших данных и на получение рассылки?"
24,8 % пользователей ответили, что оформили подписку автоматически (скорее всего, это те случаи, когда согласие на получение рассылок добавлено в оферту на сайте); 22,6 % оформили подписку с целью получения специального предложения; 21,4 % респондентов подписались, чтобы быть в курсе последних новостей компании; 21 % опрошенных заинтересовались интересными статьями и контентом; 7,6 % захотели получать доступ к закрытому контенту; 2,6 % стали подписчиками по другим причинам. То есть четверть подписок происходит неосознанно.